Квартиру затопило канализацией, когда никого не было дома. Из-за засора трубы на техническом этаже. Под квартирой – нежилой технический этаж. То есть несколько часов было некому сообщить о случившемся. И вот только тогда, когда канализационные стоки протекли в ресторан на первом этаже, была вызвана аварийная служба. Квартира была вся в канализации. Вы можете себе представить: приходишь вечером домой и обнаруживаешь, что у тебя по коридору плавает даже чья-то использованная туалетная бумага (ну, и все остальное, конечно, тоже).....
С Управляющей компанией (УК) разговор как-то сразу не задался. Акт не спешили составлять, пришли дня через три. Засор канализации признали, но попытались списать его на жильцов, мол, ищите, кто засорил, и предъявляйте ему претензии. Комиссия УК даже отказывалась видеть ущерб, нанесенный квартире. То есть место, на котором через три дня оставались лужи канализации, они записывали, как поврежденное, а где уже высохло или протекло вниз, — нет. Для доказательства протечки пришлось поднимать напольное покрытие, но мокрый бетон УК тоже не впечатлил, мол, ерунда, высохнет. Нарушения с их стороны были на каждом шагу (даже была подделка акта — просили расписаться на бумаге, в которой было написано, что вся грязь на полу — это не канализация, а обычная вода). А кроме нарушений – откровенное хамство и показательное пренебрежение. Если забежать вперед, то хамить мне и моей семье сотрудники УК перестали только тогда, когда я победила. А это случилось через три месяца упорной работы.
Я в тот же день начала гуглить, что делать в такой ситуации, и вышла на Центр помощи при заливах Дмитрия Капустина. Позвонила. Он убедил, что надо вызвать независимого эксперта (и очень хорошо, что убедил, потому что без независимой экспертизы вообще бы ничего не получилось).
Независимый эксперт от Центра сработал профессионально: все осмотрел, все сфотографировал, посчитал стоимость ущерба (конечно, она вышла ниже, чем есть на самом деле, потому что никто не оценивает погибшие в говнопотопе личные вещи (ту же обувь), никто не берет в расчет потраченное время и потери на работе). Но все остальное считается.
Далее подключился Дмитрий. Во-первых, он прислал шаблон договора клининговой компании, шаблон претензии к УК, настоял на том, что надо срочно написать заявление в УК. Во-вторых, Дмитрий постоянно был на телефоне. Сам звонил, чтобы уточнить, на каком этапе спора мы с УК находимся, и ему можно было звонить в любой момент, чтобы проконсультироваться. Важно, что он не давал соскочить с личных встреч с руководителем УК, призывал не ждать ответов, не забивать на УК, а активно требовать возмещения ущерба. Некоторые его звонки оказывались очень кстати (например, когда я была в УК, и у меня был повод сказать «мне звонит мой юрист», после чего со мной разговаривали чуть вежливее). В третьих, Дмитрий оказывал по телефону информационную поддержку. Даже если ты понимаешь, какие шаги тебе предстоит сделать, кто-то должен сказать, что ты юридически всё правильно делаешь, и объяснить, что происходит, с точки зрения правовых норм и судебной практики. Я, например, каких-то вещей не знала (типа обязательного прописывания в заявлении дедлайна, который я отвожу УК на ответ мне).
Интересно, что «Центр помощи при заливах» ориентирован на досудебное урегулирование спора. Никто не требует немедленно подписать договор с юристами на представление интересов пострадавшей стороны в суде. Поэтому возмещения ущерба после залива можно добиться с минимальными финансовыми затратами.
Времени, конечно, тратится много. Одних только заявлений я, в итоге, написала уйму: три — в УК, и по одному — в Жилищную инспекцию, в прокуратуру и Роспотребнадзор. И еще три — толстенные досудебные претензии (хотя хватило бы и одной, чтобы со спокойной совестью идти в суд). Но я добивалась не только возмещения ущерба (в этом случае я пошла бы в суд сразу), но и улучшения коммуникаций, инженерных сетей на техническом этаже и в моей квартире.
Как совет: фиксируйте каждый шаг — записывайте на диктофон все разговоры с УК, фотографируйте, снимайте видео засора, не соглашайтесь подписывать то, с чем вы не согласны, пишите заявления во все контролирующие инстанции. Пригодится в досудебном споре всё.
В итоге, УК выплатила мне сумму ущерба, указанную в независимой оценке, оплатила работу оценщика, поставила за свой счет в квартире обратные клапаны на канализацию. Кроме того, были начаты какие-то работы по улучшению инженерной коммуникации на техническом этаже.
Дмитрию — процветания его компании. Он очень ответственно подошел к моему запросу, и качественно (и бесплатно) проводил юридические консультации по телефону.
Остальным — отстаивайте свои права, не миритесь с потопами и засорами канализации. Тем более, когда есть прекрасная возможность проконсультироваться у юристов «Центра помощи при заливах».
|